Метан или пропан?
Ввиду последний событий 2022 года цены на пропан находятся на относительно низких отметках. В России по регионам можно заправиться за 24-26 рублей литр, ввиду чего езда на пропане становится не дороже езды на метане! Так что думайте, нужен ли вам метан вообще. Перспективы цен на ближайшие годы такие же: санкций будет все больше, пропан некуда девать. При таком раскладе не очень понятно кто будет ставить метан вообще, если в вашем регионе присутствует и то и другое с нормальными ценами.
Тут, конечно владельцы метана могут сказать:
-Но есть же гос программы, за счет них нам оборудование поставят по субсидии (за счет будущих закупок метана)!
Это правда. Но реально дело будет обстоять как-то так:
-30% вы все равно будете ездить на бензине, т.к. метановых заправок очень мало. По итогу ваша экономия снизится.
-Вы будете возить огромный тяжелый баллон, который сожрет половину багажника (а то и весь, в небольших авто). К Газелям и грузовикам это конечно не относится.
-Мало кто знает, но пропан можно так же поставить бесплатно, используя программы рассрочки от сервиса по установки ГБО.
Ну а теперь теория:
Как вы знаете есть два вида газобаллонного оборудования, которое устанавливается в автомобили для экономии на топливе. Казалось бы газ и газ, в чем тут разница, однако она довольно существенна, давайте разберемся в чем тут дело:
Метан - это природный газ, который добывается из-под земли, этот же газ идет по желтым трубам между домов и приходит к вам на кухню. (однако заправить автомобиль от кухонной плиты бесплатно не получится - в трубе для этого не хватит давления, чтобы хоть сколь-нибудь ощутимо наполнить баллон).
Пропан-Бутан - сжиженный нефтяной газ. Самая первая и самая чистая фракция от перегонки нефти. Продукт нефтепереработки.
Казалось бы, метан - естественнее, это природный газ, поэтому в нем все должно быть проще, легче и дешевле.. но это не совсем так. Да, сам газ дешевле чем тот, который получается от переработки нефти на заводе. но у него совершенно другая формула, и он не переходи в жидкую стадию при повышении давления до уровня, который можно создать в автомобильных баллонах. Он сжимается намного хуже и сложнее - поэтому первый недостаток: для него нужны баллоны большого давления, которые сами по себе куда тяжелее и дороже чем на пропане.
Итак, недостатки метана:
- Нужны баллоны большого давления: они занимают много места в багажнике, много весят (от 60кг пустой баллон), из-за этого оборудование получается дорогим: в два раза дороже, чем пропановое. Если ГБО пропана обычную машину с 4мя цилиндрами будет стоить вам где-то 38000р, то ГБО метан обойдется уже в 75000р - в два раза дороже.
- Большое давление - если последствия разрыва баллона на пропане в целом безвредные (можно найти ролики на ютубе) и все происходит куда безопаснее чем взрыв бензина в бензобаке, то метан это уже очень большое давление. Многие боятся возить с собой такой заряд энергии. Хотя тут надо добавить, что на заре развития альтернативного топлива провели наглядный эксперимент: авто с метановыми баллонами поднимали на кране, на высоту 2-4-6 го этажей и тупо сбрасывали вниз.. баллоны оставались целыми.
- В наш сервис периодически обращаются с просьбой перевести авто с метана на пропан. А вот наоборот никто переоборудовать уже не простит - пропан явно удобнее. Но опять же надо признаться, что метан - это региональная история. Он не популярен в Москве, но есть регионы и даже целые страны, которые целиком ездят на метане.
- Очень мало метановых заправок - удивительно, но пожалуй вот это и есть самый большой недостаток. На трассах метановых заправок нет от слова "совсем", и это не удивительно - нет трубы, нет и заправки. К тому же метановые заправки с мощными компрессорами стоят намного дороже пропановой бочки с дешевой качалкой.
Действительно, очень странное - в России, стране с сырьевой экономикой, где Газпром - "национальное достояние" - вы с трудом найдете метановую заправку. В Москве они расположены в основном на МКАДе, причем на его внешнем радиусе. Тем кто катается по делам внутри города это будет не очень удобно...
Так кто же устанавливает ГБО на метане и зачем?
Гбо на Метане довольно популярно среди владельцев Газелей:
- Между рамой и кузовом как раз есть место, куда можно запихнуть несколько баллонов высокого давления.
- Газель - машина с довольно большим расходом топлива. Пусть метан и дорог на стадии установки ГБО, но это только первоначальная инвестиция - ну а дальше-то идет уже чистая экономия, и да, она лучше чем на пропане.
- Главный довод газелистов в пользу метана, то что им на газели становится ездить дешевле чем на легковых жигулях. Ну и приблизительно так оно и есть.
Достоинства установки ГБО пропан-бутана:
- Это то, что можно поставить в легковые автомобили, не потеряв при этом значительную часть грузоподъемности и вообще не потеряв объем багажника, если вы ставите тороидальный баллон вместо запаски. Жалко запаску? Вспомните как давно вы ей пользовались, сколько раз доставали за последние 3 года? Ни разу? Ну вот, а если едите куда-то в дальний путь - можно просто положить ее в багажник. Если же вы где-то в городе и вдруг с вами что-то случилось, тут на каждом углу шиномонтаж, снял колесо отвез его сразу на ремонт.. или можно купить небольшую докатку, для которой место в багажнике будет найти куда проще.
- Это куда безопаснее метана. Давление в пропановом баллоне 16 атмосфер при заправке и где-то 5-6 атмосфер - рабочее. Для сравнения велосипедным насосом можно накачать 7-8...
- Газовое оборудование на пропане дешево - установка на обычные 4 цилиндра инжекторного автомобиля, всего 38000р. Это качественное ГБО из Европы на которое установщик даст гарантию 3 года без ограничения пробега.
- Установка ГБО на пропане не влияет на ресурс двигателя. Автомобили такси ходят по 500000 км с ГБО Lovato и Didgitronic.
- Пропановых заправок много, в Москве они есть в каждом районе, на трассах не меньше. Изучите карту, найдите себе несколько, которые вам будут удобны.
Ну вот такой расклад, друзья. Недостатки ГБО метана заставили нас временно отказаться от работы с этим оборудованием, основная причина: мало заправок. У нас были клиенты, которые по этой причине переходили с метана на пропан. Устанавливать ГБО на метане мы советуем только тем, кто уже сознательно нашел для себя какие-то явные плюсы в этом типе топлива.