Зачем нужно подключаться к ГБО самому?
Качество смеси - один из ключевых параметров в работе ГБО. В старых карбюраторных моделях 2го поколения этот параметр часто "гулял" от заправки к заправке, в результате чего пошло поверие, что "гбо вредит клапанам". В современных инжекторых авто, если уже "совсем все плохо" - машина известит вас об этом горящим "чеком", однако при помощи компьютера можно выставлять параметры смеси на самом идеальном уровне в различных режимах работы двигателя. Так же можно самостоятельно подкорректировать топливные карты. Ну а в случае неисправности показания программы ГБО чаще всего позволяют однозначно и быстро определить проблему.
В крупных городах сервисы установки и диагностики газобаллонного оборудования расположены повсеместно, однако бывает так что где-нибудь в глубинке автовладельцам до них ехать далеко и куда быстрее поменять фильтры самому (заранее закупившись комплектом), в этом случае будет полезным самостоятельно провести экспресс диагностику. Кстати, за 100тыщ км вы на этом сэкономите около 15 тысяч рублей, если будете менять фильтры сами.
Теория: интерфейсы.
Большинство электронных модулей систем газобаллонного оборудования имеют на выходном диагностическом разъеме интерфейс USART. Физически интерфейс один у всех, но протоколы естественно разные, поэтому для каждого ГБО идет своя программа. В разъеме ГБО 4 контакта (для некоторого оборудования типа BRC нужен переходник на свой оригинальный разъем, но интерфейс тот же остается):
При помощи интерфейсных микросхем USART можно превратить во что угодно:
- RS232 (COM порт компьютера). В ход идут микросхемы ADM202, MAX232 и другие. Питание можно взять из самого разъема диагностики ГБО, понизив до 5 вольт при помощи дешевой 7805 (как бы не вылетело при первой же заводки двигателя) или чего-нить посерьезнее.
- USB – в ход пойдут микросхемы FTDI FT232RL, CP2102, PL-2303 и д.р. Тут питание уже можно (и нужно) брать из разъема USB компьютера. В этом случае к разъему ГБО идут уже 3, а не 4 провода - это нормально.
- Bluetooth – обилие модулей различных производителей. На уровне микросхем мало кто уже в них разбирается, модули покупаются в виде готовых мини-плат. Опять же надо сделать 5 или 3.3 вольта питание из 12 автомобильных, и скорее всего понадобиться преобразовать в 3.3 сигналы самого 5ти вольтогово usart контроллера ГБО.
Безотносительно того, какой физический интерфейс вы используете, на компьютере программно через драйвера у вас появится com порт с каким-то номером (в первом случае физический, в двух других виртуальный, который создают драйвера USB переходника или Bluetooth адаптера). Собственно этот порт и надо указать для работы в программе для диагностики ГБО. На этом настройки заканчиваются — все просто :)
Практика: где купить.
Энтузиасты, знакомые с электроникой могут сделать компьютерный кабель для ГБО сами, да и то если у них есть нужные детали под рукой. Самое простое, дешевое и правильное — заказать кабель на авито с доставкой. В этом случае помимо самого устройства вы получите еще инструкции, ссылку на скачивание подходящих программ и сколь-нибудь защищенный от влаги и случайных касаний металлом корпус. Не вижу смысла заморачиваться "брендовыми" кабелями - вы заплатите несколько тысяч рублей ровно за то же самое.
Длины провода 2-3 метра может вполне хватить от мозгов ГБО до ноутбука в салоне, что позволит смотреть параметры оборудования и настраивать ГБО прямо по ходу езды (но старайтесь делать это все же вдвоем, водителю не стоит отвлекаться на показания ноутбука).
Насколько все эти самодельные или китайские переходники безопасны для вашего ГБО?
Можно считать, что довольно безопасны. USB кабели вообще стабильно питаются от компьютера, на них никак не влияют колебания питания в бортовой цепи авто при заводке и т.п. Ну а bluetooth - случись что, скорее сгорит сам на уровне чипа, стабилизатора + еще там в схеме согласование уровней, так что вашему ГБО ничего не грозит. В оригинальных кабелях стоят те же самые микросхемы типа FTDI - сами производители ГБО эти микросхемы не изготавливают. Дешевые кабели\адаптеры используют китайские клоны микросхем типа FTDI, стоит такой провод на пару сотен рублей дешевле... что покупать - решайте сами. Обычно продавцы пишут, какая микросхема стоит - обманывать смысла нет, вы и так узнаете это когда будете устанавливать драйвер.
Интересно: самый простой ГБО кабель.
Многие уже и не помнят, но раньше старые кнопочные мобильные телефоны подключались к компьютеру (не очень понятно зачем, скачивать фотографии в ужасном качестве с первых мобильных камер? загружать телефонную книгу?) при помощи дешевого шнурка, который кончался COM портом или USB. Так вот из этого проще всего и сделать кабель для подключения ГБО, т.к. этот шнурок в большинстве случаев являлся ничем иным как переходником USART-USB или UASRT-COM, в зависимости от исполнения. Возможно у вас где-то на полке такой еще и валяется :)
Ссылки на авито и алиэкспрес:
Здесь небольшая подборка ссылок на тех, кто продает(делает) эти кабеля и переходники, отправляет с доставкой. Там много хороших отзывов, так что, вероятно, все это отлично работает. В описании или на картинках можно посмотреть таблички совместимости с конкретным газовым оборудованием, можете найти там свое и тогда смело покупать. Обратите внимание, что на аккаунтах может быть много различных товаров - посмотрите все, выберете что подходит вам.
GBO-VLG (авито)
GBOшка (авито)
Иван (авито)
Сергей (авито)
GAS SERVICE 161 Store (алиэкспресс)
gbo-servis Store (алиэкспресс)
Что брать: Bluetooth или кабель?
Кабельное соединение, универсальнее и стабильнее. Bluetooth работает не со всеми электронными блоками (связано с различной работой скорости USART порта, в случае компьютера она меняется программно, а Bluetooth адаптер — это как бы уже тоже отдельный компьютер, в который скорость обычно прошивается изначально).
Bluetooth теоретически можно оставить включенным в разъем диагностики ГБО и кататься с ним, однако не рекомендуем. То что вы купите на том же авито за 900 рублей вряд ли будет исполнено во влагозащищённом корпусе + скорее всего при изготовлении авторы плат серьезно сэкономили на стабилизации питания, нет гарантии что на 100ый-300ый раз, когда вы заведете свой авто — этот адаптер не сдохнет. Так что если есть желание продлить ему жизнь, то лучше возить в бардачке.
Если вы берете чисто под себя, только для своего ГБО и универсальность вам нафиг не сдалась, то можно использовать и Bluetooth. В этом случае есть возможность для некоторых моделей подключаться к ГБО через Android.
Наш авто-сервис использует кабельные соединения. Периодически поднимался вопрос перехода на беспроводное, но все свелось к тому, что рано или поздно клиент захлопнет капот и уедет с нашим адаптером... вам, очевидно, такое не грозит, если это ваш собственный авто :)
Скачать программы для работы с ГБО
Часть продавцов авито порекомендует и даст ссылки на софт, который гарантировано работает с их адаптерами (хотя должен работать любой, см теорию выше). Тем не менее вот вам небольшая подборочка, здесь можно скачать программы для ГБО, распространенного в России. И, разумеется, вы же знаете, что делаете, не будете тыкать настройки в этих программах "на удачу"?
Программы для ГБО LOVATO РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ (ИНЖЕКТОРНЫЙ) ВПРЫСК 4 поколение
- setup Lovato Easy Fast S v1.12.2.99.rar (мы с этим работаем)
- EASY FAST 1.12.2.25 EXPERT Калибровка 2,0 корректно работает только с последними прошивками
- FAST COM 2.6 Дата релиза 01.12.2013г.
Программы для ГБО LOVATO НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ (ПРЯМОЙ) ВПРЫСК
Программы для ГБО STAG\DIGITRONIC РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ (ИНЖЕКТОРНЫЙ) ВПРЫСК 4 поколение
- Программа для системы «Дижитроник» МАХI 2 (версия 1)
- Программа Stag200Easy-0.3.0.6233 для STAG 200 GoFast старая верссия (мы с этим работаем)
- Программа Stag200Easy-0.31.0.11608 последняя версия (мы с этим работаем)
- SetupAcStag-0.55.11.11600_Light
- AcGasSynchro v1.14.1.0 (STAG-200, STAG-300)
- STAG 300 - AcGasSynchro (версия 11.1.0.20 от 24.05.2015 г.)
- DIGITRONIC DGI 3D-S Power (вер. 11.1.0.3 от 08.09.2015 г.)
- DIGITRONIC Maxi-2 / Maxi-2 TITAN (версия 0.4.1.7001)
- DIGITRONIC MP-32 / MP-48 / MP-48 OBD / 2568 OBD / MP6C (версия 6.2.1.0 от 25.05.2015 г.)
Программы для ГБО STAG\DIGITRONIC ПРЯМОЙ(НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ) ВПРЫСК
Программы для ГБО OMVL
- ПО Saver Sky 5.0.7.4
- ПО OMVL NEW DREAM 04.17.05
- ПО SAVER SKY 5.0.7.3
- ПО OMVL Dream cad 6.4.6.0
- ПО SAVER-4.0.10.4
Программы для ГБО BRC
- Sequent Plug and Drive SequentPD_Ver.3.08.02
- Sequent 24 Sequent24_Ver.1.16
- Sequent Direct Injection SequentSDI_Ver.1.16 прямой впрыск
- Sequent FastNess SequentFastness_Ver.1.18
- Sequent Fast SequentFAST_Ver.2.08
- Sequent 56 Sequent56_Ver.1.16
Программы для ГБО Landi Renzo
- Landi Renzo Omegas Версия 4.2.0.33
- Landi Renzo Omegas прямой впрыск 3.02.00.00.С
- Landi Renzo Omegas + EVO Версия 2.16.9
Программы для ГБО LPGTECH
- LPGTECH GasSetting 2.0.37.68
- LPGTECH TECH-200 Setting 2.0.2.38
- LPGTECH EmuTECH Pb-Pressure-02
- LPGTECH TECHTronic 2.0.1.0
Программы для ГБО 4SAVE
Программы для ГБО ALPHA
Скачать драйвера для USB кабелей ГБО
Драйвера для USB кабелей обычно должны идти вместе с самим проводом, но если по какой-то причине у вас его нет, то вот несколько драйверов типовых микросхем, на которых делают кабели для подключения ГБО к USB компьютера. Если вы не знаете на какой у вас микросхеме сделан адаптер, можете скачать и поставить все - хуже не будет. После установки драйверов, при очередном переподключении шнура в USB, компьютер авось что-нибудь да найдет. Начните с FTDI:
При использовании кабеля на COM порт или беспроводного Bluetooth соединения - никаких драйверов вам не нужно будет.
Если материал был вам полезен, не поленитесь - оставьте отзыв, для вас это пара минут, а нам приятно и сайту поможет. Спасибо!