Многих автомобилистов при установке ГБО смущает возможность потерять гарантию. Вроде бы газ хочется поставить на новую машину, чтобы начать экономить как можно быстрее, с другой стороны – а вдруг что-то случится, и тогда перспектива проводить ремонт новой машины за свой счет портит все прелести топлива за пол цены. Мы попробовали разобраться в этой теме и сделать это максимально независимо...
Теряется ли гарантия на автомобиль при установке ГБО?
Многих автомобилистов при установке ГБО смущает возможность потерять гарантию. Вроде бы газ хочется поставить на новую машину, чтобы начать экономить как можно быстрее, с другой стороны – а вдруг что-то случится, и тогда перспектива проводить ремонт новой машины за свой счет портит все прелести топлива за пол цены.
Если задать в интернете запрос «потеря гарантии при установке ГБО» сразу вылезает обилие сайтов самих компаний производителей ГБО, а так же компаний установщиков. Разумеется в них вы найдете только однобокое мнение, что «никакой потери гарантии» мол нет, но согласитесь, что это не вызывает особого доверия.
Попробуем рассказать как всё это обстоит на самом деле с некой независимой позиции.
Для начала общий принцип, как это работает:
В первую очередь есть некоторые законы, и кто бы что не писал в договорах продажи, условиях гарантии и т.п. – ничего не может противоречить этим законам. Этот принцип касается не только ГБО и автотемы, а вообще всего, с чем вы можете столкнуться в жизни помните об этом.
Здесь нас интересует закон о защите прав потребителей, так его 16 статья:
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
И повторим еще раз, т.к. это важно - много где еще, а не только в авто теме, продавец любит понаписать кучу условий в договоры, по которым откажется вам возвращать деньги или что-то такое подобное, но это опять же не имеет смысла, если идет в разрез с законом, который превыше всех договоров. Учитывайте это.
Как это работает на практике?
Дилер не может отказать вам в гарантии только если виной поломки послужило ГБО. А это крайне ограниченный набор компонентов. Более того надо умудрится еще поставить или настроить оборудование неправильно, чтобы оно в относительно короткий срок нанесло критический вред вашему автомобилю.Но разумеется все мы люди, поэтому менеджер, который принимает решение на месте может не быть в теме, не знать юридическую практику, и принять неправильное решение. В этом случае последовательность действий следующая:
- Запросить у менеджера официальный письменный ответ. Он будет содержать что-то типа: «на авто установлено ГБО, поэтому оно лишается гарантии».
- Провести независимую автотехническую экспертизу, которая покажет, что ГБО тут не при чем.
- Написать претензию дилеру, приложив документы с требованием провести необходимый ремонт, а так же возместить стоимость экспертизы.
- В случае отказа по предыдущему пункту – обратиться в суд, дополнительно затребовав сумму морального ущерба, чтобы компенсировать потерянное время.
Важный момент: у вас должны быть на руках все сертификаты на оборудование, а так же документы установочного центра. Если вы купили ГБО на авито и поставили его сами в гараже, то это может сильно осложнить процесс, а то и сделать невозможным гарантийный ремонт.
Эти же сертификаты помогут вам, в случае если вдруг экспертиза покажет, что виной всему было ГБО: если оборудование сертифицировано, значит навредить оно само по себе не может, поэтому претензию уже можно нести не дилеру, а в сервис, где вы ставили ГБО.
Насколько важна регистрация ГБО в этом случае? Сложно сказать, вроде как про нее нигде не было в решениях судов, как в одну так и в другую сторону, которые удалось сходу найти в интернете, но если она у вас будет - то это еще одна экспертиза (предварительная) в которой написано, что на эту машину можно поставить вот это оборудование. И вторая экспертиза,, что именно это и было сделано по факту. Это так же может сыграть на вашей стороне, как никак документ.
Какая практика?
На деле дилеры всё это отлично знают, поэтому как правило, если вы идете по гарантии с чем-то реально не связанным с установкой ГБО, то вам сходу без всяких экспертиз сделают ремонт. Дилерам не нужны лишние расходы, которые они понесут, зная что неправы в этой ситуации.Чтобы убедиться в том что оно так и есть, попробуйте задать в поиске запрос не «лишение гарантии при установке ГБО», а «лишение гарантии при установке ГБО суд» и вы без труда найдете несколько судебных решений, где люди действовали именно по такому алгоритму, и даже в случае, когда неисправность касалась двигателя (например заклинил коленвал) – экспертиза давала ответ, мол ГБО тут не причем и автомобиль проходил ремонт бесплатно, а владельцу возмещались все дополнительные расходы + моральный ущерб.
Пример решения суда, которое вот так вот находится (случай, где заклинил коленвал в двигателе):
Б. обратился в суд с указанным иском к Открытому акционерному обществу «Элиста-Лада» (далее по тексту - ОАО «Элиста-Лада»), ссылаясь на то, что 28 марта 2008 года приобрел у ответчика автомобиль ВАЗ-211540 государственный регистрационный номер ххх. В связи с покупкой данного автомобиля ему был выдан гарантийный талон ххх, согласно которому гарантийный срок на новые автомобили Лада установлен изготовителем и составляет для переднеприводных автомобилей 36 месяцев или 50 тысяч километров пробега. В течение гарантийного срока у его автомобиля возникла неисправность – заклинило коленчатый вал. В связи с этим 19 января 2010 года он обратился в ОАО «Элиста-Лада» с предложением провести гарантийный ремонт. При осмотре моторист и слесарь по диагностике подтвердили наличие неисправности, однако в ремонте ему было отказано на том основании, что им было установлено новое оборудование – газобаллонная установка. Кроме того, согласно ответу ОАО «Элиста- Лада» от 21 января 2010 года, его автомобиль снят с гарантийного обслуживания в связи с нарушением п. 3.4 и п. 4.4 гарантийного талона. Действия ответчика считает незаконными, поскольку причинная связь между установкой газобаллонного оборудования и неисправностью коленчатого вала ответчиком не была установлена. Просил суд обязать ОАО «Элиста-Лада» поставить автомобиль на гарантийное обслуживание, взыскать с ответчика понесенные расходы на ремонт автомобиля в размере 11500 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
(если лень читать оригинал - там все вернули владельцу + еще 10 тысяч сверху компенсацию морального вреда за потраченное время)